Я знаю, счастье точно есть! ^_^
Темой последней недели стало мышление, а если точнее, влияние измененных состояний сознания на него, проблема туннельности мышления.
Начнем с простого. Доказано, что сила эмоционального переживания прямо пропорционально влияет на интеллектуальные способности. Хотелось бы раскрыть этот вопрос со своей колокольни (ибо я, как и обычно, не знаю, чего на эту тему понаписали ученые умы).
Мне кажется очевидным является изменение в мыслительных способностях человека при повышенном эмоциональном напряжении. А если быть более точным, имеет место тоннельность мышления (под тоннельностью подразумевается сужение числа рассматриваемых психикой ассоциативных связей), при этом чем сильнее эмоциональное переживание, тем сильнее тоннельность. То есть, в итоге, мы получаем при максимально возможном эмоциональном переживание отсутствие мышления, действие по прямым ассоциативным связям (мешает - устранить, голоден - покушать, охото срать - срешь *простите за грубость*). Поведение, напоминающее поведение животного, нежели человека (хотя зря мы так плохо о них, ведь они, на мой взгляд, способны строить ассоциативные взаимосвязи не только по прямой, но ряды этих связей, которые позволяют разделять различные ситуации, в которых стоит или не стоит вести себя тем или иным способом). Да, я не считаю, что мы далеко утопали от всяких там приматов или еще кого, и сознание там тоже должно быть, но не об этом пока.
Вот мы имеет систему, на одной стороне которой наше мышление, наше сознание, наши поступки, наш складный мирок ,в котором есть правила, по которым мы живем (мораль, ценности, нормы...) и очень этим гордимся, а с другой - эмоции ,которые способны втоптать в грязь все вышеперечисленное, ибо в эмоциональном состоянии сложно говорить о сознании (в судмедэкспертизе проверяют наличие состояния аффекта по возможности воспроизвести в памяти события, то есть по функционированию сознания) (или речь идет не о сознании, а о некой более высокой системе контроля, так как вы все еще остаетесь в сознании и способны сказать, что вам хочется). Сложно говорить в таких ситуациях и о мышлении ,ибо оно становится примитивным - простейшие ассоциации, что сложно назвать мышлением, как таковым, если рассматривать мышление, как механизм построения этих самых ассоциаций. Наши поступки в сильном эмоциональном состоянии практически не подчиняются нам, мы исходим из простых действий, связанных со снятием возникшего эмоционального напряжения (при этом напряжение не всегда "-", это может быть и что то очень даже "+"). В таких ситуациях мы не оглядываемся на мораль и нравственность, мы забываем обязанности и долги, мы просто действуем. Рушится все, чем человек гордится...
Пока я писал это, у меня возникла простая идея: человек придумал множество способов организовать себя, с этим он организовал и свое сознание, свое мышление, но смотря на всю эту систему, кажется, что она была придумана лишь для контроля самой неконтролируемой части нашей жизни - наших эмоциональных порывов. Возникает такое ощущение, что человечество просто боится их.